marita3 (marita3) wrote,
marita3
marita3

Categories:

Оригинальный человек. (Ю.С.Динабург).

  Бывают люди, которые своей оригинальностью мыслей и яркой личностью влияют на всех, кто с ними сталкивается. Они не боятся быть оригинальными и остаются собой в любых обстоятельствах. И даже если их мысли порой кажутся дикими, они позволяют взглянуть на проблему с неожиданной стороны и открыть что-то новое.
  "Он всегда находил необычную точку зрения на знакомые предметы",- сказал И.В.Кузьмин об одном из таких людей, Юрии Семеновиче Динабурге. Особенно сильно влияют такие личности на развитие молодых людей, только начинающих мыслить самостоятельно. И Динабург повлиял на многих, часто дав толчок к самостоятельному мышлению. Не удивительно, что вокруг него всегда толпились студенты и даже старшие школьники.
  Но сначала он сам был школьником и уже тогда отличался от других. Впрочем, с ним все было необычно с самого начала. Его предки по линии матери были из немцев, приехавших в Россию. И мать дома разговаривала с сыном на немецком (значит, хорошее знание языка с детства). И именно мать, с ее немецким происхождением, была пламенной коммунисткой, в отличие от отца, который родился в Белоруссии и уж, кажется, должен был быть полностью советским человеком. Но он спорил с женой, и Юрий вспоминает разногласия дома по поводу политики. (Что не помешает потом пламенной коммунистке не отречься и хлопотать за арестованного мужа).
  При рождении Динабурга назвали Исааком, т.к. он родился в 200-летие Ньютона. У кого еще так могло быть в советской семье? Тогда называли именами Маркса, Ленина, революции. Юнные Ленины и Марксины росли в семьях. Но Ньютон?! Мать тоже внесла свою лепту и настояла на имени Вольфганг (в честь Моцарта). Так он стал Исаак Вольфганг Динабург (как какой-нибудь английский лорд). Оригинальное начало жизни. Правда потом это прозаично превратилось в Юрия Семеновича.
  Родители заботились об образовании сына. Отец сам занимался с ним физикой, математикой, читал Шекспира на русском и английском языках. Вообще отец был уважаемым человеком, преподавал в Челябинском институте сельского хозяйства. Все перевернулось, когда Юрию было 9 лет. Это 1937г., и мы уже догадываемся, что отца арестовали. Здесь судьба не была уж так оригинальна.
  Что должен чувствовать 9-летний мальчик, у которого исчез в тюрьме любимый отец? "Во мне (...) произошло в тот день полное перерождение",- вспоминал он потом. От семьи все отвернулись, даже родные. Юрий воспринял это как трусость и предательство взрослых. Позже, когда он подрастет, такой максимализм уйдет. Видя, как тяжело живут люди, как бьются они чтобы накормить детей, Юрий изменит мнение. Он будет считать, что взрослым просто не до того, чтобы разбираться в политических вопросах, они слишком замучены бытовыми проблемами. И поэтому доверять можно только молодежи. И именно к ней будет потом обращаться в "Манифесте" своей группы.
  С арестом отца изменилось материальное положение. И через некоторое время мать все чаще посылает Юрия к детям своих коллег и знакомых помочь сделать уроки, подтянуть по разным предметам. Так он стал репетитором.
  Юрию это не трудно, он учится легко. С детства приученный к чтению, он пытается понять окружающее и использует любую возможность, чтобы еще что-нибудь узнать. Но много ли неофициальных книг он мог найти в то время в Челябинске? Изучение Полного собрания сочинений Ленина дало немного, хотя некоторые сведения о партийной оппозиции он получил (издание попалось старое). Однако нестандартный взгляд на вещи и умение сопоставлять факты показывают все больше нестыковок в официальной идеологии.
  А вокруг - с энтузиазмом строят коммунизм, возвеличивают героев труда, комсомол всегда впереди, песни о самой лучшей стране Советов. А потом война. И только он не как все. И один со своими мыслями, которые не с кем обсудить. Мать - по-прежнему убежденная коммунистка, с ней не поговоришь.
  Война подходит к концу и дает все больше поводов для сомнений и неверия пропаганде. В 1945 Юрий сближается с двумя одноклассниками. Юра Ченчик и Гена Бондарев обсуждают причины отступления в начале войны. Динабург вносит в беседы друзей массу новых идей и взглядов. Именно война дает им много поводов для осмысления идеологии. Почему капиталистические Англия и США стали союзниками СССР, а не Гитлера, хотя в школе внушали, что для капиталистических стран их взаимные конфликты ничто по сравнению с ненавистью к стране Советов? И как объяснить, что наша огромная и мощная страна, которая долго готовилась к столкновению с капиталистическим миром, потерпела такой быстрый разгром в 1941г.?
  Ребятам по 17 лет, когда слово не расходится с делом. И вскоре они приходят к необходимости изменить ситуацию в стране. Изменить мирным путем, через распространение своих идей. Но они понимают, что пока слишком мало знают, значит надо учиться, больше читать и думать.
  В их тесный мальчишеский круг вскоре попадают две девушки, и образуется группа. Решение бороться уже не вызывает сомнений, хотя риски они вцелом понимают. "Жить с открывшимися нашему вниманию проблемами в полной изоляции, не обращая ничьего внимания к очевидным опасностям для всей страны - такая перспектива представлялась нам не то, что нечестной, но и подлой. Чем бы ни грозило нам выражение нашего образа мыслей, мы считали нашим долгом выразить этот образ мыслей как можно яснее к сведению всех серьезных людей".
  Цели организации, как писал Динабург, были похожи на те, что потом начал осуществлять Горбачев: "социализм с человеческим лицом".
В декабре 1945 Юра Ченчик попросил Динабурга написать "Манифест" - обращение к молодежи от их группы. Юрий справился с этим за полтора дня, а на следующий день был арестован. "Войдя в зловещее здание, поднимаясь по лестнице уже с сознанием подконвойным, еще не успевшим испугаться, я только удивлялся: как похоже на кинофильм. Все сопровождается ощущением нереальности, но это не сон. И это я сам навязал себя в исполнители одной из главных ролей? Сам. А потому держись, уважай свой выбор, не позволяй превратить себя в жертву этого фарса".
  В МГБ ему сразу предъявили "Манифест". Отпираться было бесполезно. Юрий смело и открыто начал излагать свои взгляды, коментируя текст. За это его признали главным организатором и принципиальным врагом Советской власти и дали 20 лет (в 2 раза больше, чем остальным).
  А потом был Дубровлаг, специальный лагерь для политзаключенных. Но и здесь он выделяется. Вместо того, чтобы тихо-мирно отсиживать срок, Юрий вскоре становится известен своей неуемной любознательностью. Впрочем, для стремящегося к образованию юноши было глупо не воспользоваться ситуацией: в лагере сидят профессора по самым разным предметам. И Юрий пристает с вопросами ко всем. У одного профессора слушает лекции по физике, у другого - по литературе, третий объясняет ему дифференциальные уравнения, а четвертый рассказывает о христианизации России. Настоящий университет, только занятия были вечером, после тяжелой работы, в условиях лагеря.
  В 1954 Юрия освободили. Он заканчивает институт, женится, работает в самых разных местах. Динабург везде был неудобным для советской системы, да и сам не стремился к карьере. Его внутренняя жизнь и принципы были ему важнее. Он дружил со многими диссидентами, но не участвовал в их движении, считая их методы неэффективными и оставаясь оригинальным и здесь.
  Можно ли сказать одним словом, кем он был? Окончил аспирантуру в Университете (по логике), но принципиально не стал защищаться. Преподавал философию в Пермском политтехе, был экскурсоводом в Ленинграде. Увлекался математикой, логикой, кибернетикой, литературоведением, искусствоведением, психологией, знал языки. Писал стихи, эссе, прозу.
  Я не могу здесь привести его произведения, но после смерти Динабурга друзья создали сайт его памяти, там можно многое прочитать. Я же здесь приведу только несколько цитат, чтобы показать немного, что это был за человек. И одна из главных таких цитат, мне кажется, находится в его воспоминаниях: "Я свидетельствую здесь не о бедствиях и не о жестокости, не о том, что с нами делали, а о том, что делали мы".
  Из ранних стихов: "Миры тоски, как небо, велики,
А я их взял на худенькие плечицы.
Я проглотил живого пса тоски,
И он в груди, кусая лапы, мечется".
  О России: "Россия и сейчас "сидит". За то, что ничего не ценит выше нефти, газа и стратегических вооружений. За то, что расправилась со всем, не понятным ей, заодно покарала и великую свою культуру".
  О почитателях Пушкина: "У многих наших Пушкин на макушке, он вместо шапки, не попав в мозги, над головой...".
  "В истории действует то, что можно назвать "законом сохранения ответственности". Ответственность кончается, когда люди по-настоящему раскаиваются не обрядом покаяния, а раскаиваются самой своей жизнью, всем своим поведением. Нам нужны дела раскаяния, а не его ритуал. Таким раскаянием население Германии в середине нашего века добилось даже общего чуда, экономического чуда".
  "Россия, которую мы потеряли, - это не территории, не порядки и не нравы, а умственные способности и культурные традиции. Это способности чувствовать стыд, а не стыдить кого-то по слухам. Это способность отличать подлость от прагматизма".
  О Динабурге можно прочитать здесь: http://samlib.ru/d/dinaburg_j_s/
  О других подпольных антисталинских группах: https://sites.google.com/…/soprotivleniest…/podpolnye-gruppy
Tags: сопротивление сталинизму
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments